23.05.2009
Ритмы здоровья детей
Состояние любого живого организмаизменяется в течении суток, день ото дня из месяца в месяц и от года в год. Такие колебания называются биологическими ритмами человека. Их изучает специальная наука биоритмология.
Человек один из главных объектов исследования для этой науки. Так температура тела, частота пульса, уровень артериального давления и многие другие показатели состояния человеческого организма все время меняются. На протяжении суток происходит полный цикл колебаний - суточный ритм. Около 300 функций человека меняются за это время. А это значит , что состояние всего организма не постоянно. Оно реагирует на воздействие факторов внешней среды.
Формирование биологических ритмов зависит от природы: смена дня и ночи и связанные с этим колебания освещенности, температуры, влажности воздуха, поэтому физиологические функции самые устойчивые.
В детском возрасте биологические ритмы еще малоустойчивы, и надо всеми силами стараться поменьше сбивать их неупорядоченною жизнью. Изо дня в день нужно в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать, ложиться спать и просыпаться.
И если годовой ритм зависит от того, где человек живет, то неделя - это социальный ритм, поэтому организм постепенно настраивается именно на такой цикл деятельности. Если ребенок занимается ежедневно в одни и те же часы, то постепенно он все дольше способен концентрироваться на занятии, тем устойчивее уровень внимания в это время.
Задача взрослых: создать цикличность и наполненность времени ребенка; научить ребенка воспринимать объективное время «здесь и сейчас». А помочь в этом могут режимные моменты. Они позволяют воспитывать в ребенка чувство времени. Если ребенок живет без режимных моментов, социальный ритм нарушается.
Одним из важных режимных моментов для ребенка дошкольника является время прихода в детский сад. Опоздания можно рассматривать как
-способ привлечь к себе внимание;
-дети понимают, что они особенные - и как следствие дети выпадают из детского сообщества. Важно, чтобы родители это понимали.
«Лучше приходи всегда в один и тот же час. Если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце»
(«Маленький принц»)
Так же планируя занятия с детьми следует помнить, что в понедельник активность не велика. Во вторник и среду - работоспособность высока, в четверг - ниже, и так постепенно снижается к концу недели.
Волнообразно колеблются и функциональные состояния ребенка на протяжении года. Привыкание к образовательной нагрузке - 2 месяца. В ноябре работоспособность становится высокой и держится на одном уровне, а с января по март начинает постепенно снижаться. С началом весенних дней, кажется, что дети становятся активными и подвижными. Однако в это время на их работоспособности сказывается снижение содержания витаминов в пище, а так же повышенная возбудимость нервной системы. Так, что сезонные ритмы - это реальность, которую нужно учитывать в организации жизни детей. Взрослым стоит в это время обогатить еду детей витаминами (вит. чай, кислородный коктейль, включение в рацион питания большего количества фруктов и витаминов)
Автор:
Крюкова Светлана Владимировна, психолог