Москва, Рязанский пр-т, д.70, корп. 5
Карта проезда
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация
Центр Развития Ребенка Детский сад № 2402

16.06.2009

ПЛОСКОСТОПИЕ

Здоровая стопа гасит ударную волну, которую получает наше тело при ходьбе и беге, на 80%. При плоскостопии же деформируются, теряют свои свойства и другие рессорные системы – суставы, позвоночник. В результате воздействие ударной волны распространяется на внутренние органы и головной мозг.

«Одна из причин развития плоскостопия – соприкосновение стоп с твердыми поверхностями (асфальт и бетон), говорит старший преподаватель ЛФК Института мануалогии Александр Демченко. – Особо разрушительная нагрузка происходит во время бега.

Это действие может усугубляться неправильно подобранной обувью, например, по размеру. Слишком свободная обувь не может помочь утомленным мышцам удержать стопу в правильном положении. А тесная - нарушает кровообращение, в результате чего нарушаются обменные процессы в мышцах и связках, что не позволяет им полностью восстанавливаться после нагрузок.

Поэтому, если вы хотите иметь здоровые ноги, запомните несколько правил подбора обуви и несложные упражнения, которые помогут вам поддержать амортизационные свойства стоп».

Правила подбора обуви.

- Из натурально кожи, плотной, но эластичной, которая помогает удерживать форму стопы.

- На невысоком, устойчивом каблуке, обеспечивающем надежную опору пяткам. Материал каблука плотный, но не жесткий, носок обуви широкий.

- Подошва гибкая, эластичная, но не слишком тонкая.

Детям нельзя донашивать обувь с чужой ноги, поскольку детская стопа, мягкая, как пластилин, очень быстро приобретет чужие дефекты.

Постоянное ношение обуви с супинаторами, конечно, комфортно, но приводит к атрофии мышц и связок свода стопы. Молодым супинаторы нужны только во время больших нагрузок.


Чем же характеризуется плоскостопие как заболевание?

Кости скелета стопы, соединенные многочисленными связками, создают единое по форме образование, напоминающее арку. Опорными участками являются: сзади — пяточный бугор, а спереди — головки плюсневых костей. Выпуклая часть арки обращена в тыльную сторону стопы. Она образует продольный свод, который при ходьбе, беге, прыжках сглаживает толчки и сотрясения всего тела, придает мягкость и эластичность походке, делает ее легкой и пружинящей.

Кроме того, различают еще и поперечный свод стопы, который в области головок плюсневых костей очень легко изменяет свою форму при ходьбе: в момент нагрузки всякий раз уплощаетсядо полного исчезновения.

Арочная форма строения скелета стопы с выраженным продольным сводом поддерживается не только связками. В укреплении сводов большое значение имеют мышцы, которые расположены на подошвенной поверхности стопы, а также мышцы голени, имеющие прикрепление в среднем отделе стопы или на ее подошвенной поверхности. Мышцы вместе со связками образуют так называемую динамическую силу, которая препятствует уплощению стопы под влиянием нагрузки.

Стопа функционирует нормально как единый анатомо-физиологический комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (крепкими связками и мышцами). Если под влиянием каких-то причин происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма — стопа оседает, становится плоской. При этом возникают и другие деформации: расширяется передний отдел стопы, а пятка отклоняется кнаружи. Стопа приобретает вид распластанной, утрачивается одна из основных ее функций— пружинящая (рессорная). Такая деформация называется плоскостопием.

Профилактика плоскостопия.

Ходьба:
- Ходьба на носочках, ходьба на пятках.
- Ходьба с поджатыми пальцами и ходьба с приподнятыми пальцами.
- Ходьбы на внешнем своде стопы.

Сидя на стуле:
- Сидя на краешке стула, не наклоняясь вперед, поочередно продвигайте ноги под стул до полного подъема пятки.
- Передней частью стопы опереться на брус или толстую книгу. Подняться на носочках, пауза 3-4 сек., опустить пятки ниже уровня бруска, пауза 3-4 сек.
- Продвигайте стопы вперед с помощью пальцев, так же и в обратном направлении.
- Перекладывайте мелкие предметы с места на место, захватывая их пальцами ног.
- Катайте маленький мяч вдоль сводов стопы.

- Ходьба на носочках, ходьба на пятках.- Ходьба с поджатыми пальцами и ходьба с приподнятыми пальцами.- Ходьбы на внешнем своде стопы.- Сидя на краешке стула, не наклоняясь вперед, поочередно продвигайте ноги под стул до полного подъема пятки.- Передней частью стопы опереться на брус или толстую книгу. Подняться на носочках, пауза 3-4 сек., опустить пятки ниже уровня бруска, пауза 3-4 сек.- Продвигайте стопы вперед с помощью пальцев, так же и в обратном направлении.- Перекладывайте мелкие предметы с места на место, захватывая их пальцами ног.- Катайте маленький мяч вдоль сводов стопы.

КОМПЛЕКС "УТЯТА".

1. "Утята шагают к реке"

И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

И.п. - то же

1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп

3-4 - и.п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

И.п. - то же.

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает"

И.п. - то же

1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны

("клюв открылся"), произнести "кря-кря"

3-4 - и.п.

5. "Утята учатся плавать"

И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть

1 - согнутую правую стопу - вперед

2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.

КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ.

1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп. Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. - то же. Сгибая пальцы ног, обхватить ими палку, приподнять и держать её 3 счета.

3. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец. Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

4. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс. Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

КОМПЛЕКС "МАТРЕШКИ".
(на основе элементов русских народных танцев)

(на основе элементов русских народных танцев)

1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"

И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс

1 -правую вперед на пятку

2-3 - покачать носком вправо-влево

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

2. "Красные сапожки, резвые ножки"

И.п. - то же

1 - правую вперед сторону на пятку

2 - правую на носок

3 - правую на пятку

4 - с притопом приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

3. "Танец каблучков"

И.п. - то же

1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх

3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. "Гармошка"

И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс

1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо

2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь

3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо

4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.

5-8 - то же, что 1-4

1-8 - то же, передвигаясь влево.

5. "Елoчка"

И.п. - то же

1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо

1-8 - то же влево.

6. "Присядка"

"

И.п. - то же

1 -присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх

2 - и.п.

3 - правую в сторону на пятку

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с другой ноги.

7. "Шаг с припаданием"

"

И.п. - стоя на правой, левую в сторoну-книзу, руки на пояс

1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед

2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу

3-4 - то же, что на счет 1-2

То же в другую сторону.

Список литературы:

1. Селиверстов В.И. «Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании» //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.

2. Сергеев И. «Профилактика плоскостопия» //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.

3. Стеркина Р.Б. «Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения» //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2-14.

4. Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет». - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

5. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.

6. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 112 с.

7. Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 1994, с. 85-87.


Автор:  Евстафьева Татьяна Ивановна, преподаватель физкультуры

Возврат к списку



 

Уважаемые родители!

приглашаем Вас посетить НАШ НОВЫЙ САЙТ
Дорогие гости нашего сайта, уважаемые родители!
Приглашаем посетить наш новый сайт detsad-montessori2402.ru
 25.03.2010

Все объявления


Счётчик