16.06.2009
Физическое воспитание
Цель программы - разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
- разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Сформулируем более конкретно задачи воспитания и обучения в разновозрастной группе Монтессори-детского сада.
• Предоставить каждому ребенку возможность развивать и «утончать», как говорила М.Монтессори, моторику, особенно пальцы и мускулатуру рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.
• Расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке и овладении своим телом. Укреплять их здоровье, реально осуществляя программу закаливания.
Задачи физического развития в младшем дошкольном возрасте:
1. Содействовать охране и укреплению здоровья детей, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение; развивать мелкую моторику; совершенствовать функциональные возможности детского организма.
2. Обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения основных видов движений, упражнений общеразвивающего воздействия, спортивных упражнений и игр.
3. Способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий: умению выделять цель действия (двигательную задачу), выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов.
4. Постепенно и осторожно стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичность, глазомер.
У детей 3 – 4 летнего возраста значительная часть мышечной силы затрачивается на поддержание равновесия, имеются ограничения динамических возможностей и статическая неустойчивость тела. Наблюдается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной позы, слабость косно - мышечного аппарата. Характерными особенностями этого возраста является развитие верхних частей тела и плечевого пояса, недостаточная согласованность движений, быстрое развитие нервной системы. К 3 - 4 годам дети свободно выполняют некоторые движения – ходят, бегают, катают мяч. Большинством движений им еще предстоит овладеть – прыжками, лазаньем, бросанием и ловлей мяча и другим. Поэтому знакомые движения усложняются, добавляются новые варианты, возрастают требования к точности двигательных умений.
У детей 3 – 4 летнего возраста значительная часть мышечной силы затрачивается на поддержание равновесия, имеются ограничения динамических возможностей и статическая неустойчивость тела. Наблюдается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной позы, слабость косно - мышечного аппарата. Характерными особенностями этого возраста является развитие верхних частей тела и плечевого пояса, недостаточная согласованность движений, быстрое развитие нервной системы. К 3 - 4 годам дети свободно выполняют некоторые движения – ходят, бегают, катают мяч. Большинством движений им еще предстоит овладеть – прыжками, лазаньем, бросанием и ловлей мяча и другим. Поэтому знакомые движения усложняются, добавляются новые варианты, возрастают требования к точности двигательных умений.
В младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движение детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движения образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в сложных видах упражнений. Но они не умеют соразмерять свои силы со своими возможностями. Для них характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.
Задачи физического развития в старшем дошкольном возрасте:
1. Побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления, развивать элементарные представления о строении и функциях человеческого тела.
2. Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать.
3. Содействовать повышению уровня произвольности двигательных актов: освоению техники движений и развитию координации; умению достигать результата при выполнении физических упражнений и подвижных игр.
4. Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость; быстроту; гибкость; силу; общую выносливость.
В возрасте 5 - 6 лет движения детей становятся более координированными, они могут выполнять более сложные упражнения: прыжки, преодоление препятствий, ловлю мяча.
Совершенствуются основные нервные процессы, существенно улучшается их подвижность, уравновешенность, устойчивость. Однако еще остаются достаточно выраженными относительно быстрая функциональная истощаемость нервных клеток и развитие охранительного торможения при перегрузках.
Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания.
В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это прежде всего группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие жизненно важные движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием связочных отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного столба. Это создает предпосылки для возникновения при неблагоприятных условиях деформаций позвоночника.
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. В движениях дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, узнают о способах перемещения в пространственно-временной среде окружающего предметного мира.
Организм дошкольников лучше подготовлен к проявлению скорости и гибкости по сравнению с силой и выносливостью. Гибкость к семи годам значительно увеличивается: больше становится амплитуда движений, процессы напряжения и расслабления работающих мышц становятся более слаженными. Высокая подвижность суставов у детей обусловлена эластичностью мышц, сухожилий, связок.
Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограничены. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети становятся способными к достаточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности.
В Монтессори - детском саду есть специальный спортивный зал для занятий спортом и ритмикой. Здесь все приспособлено для занятий детей в различных видах спортивной деятельности. Тренажерный зал оснащен детскими велотренажерами, мини-степами, наклонной доской для поднимания туловища, беговой дорожкой, тренажером «Бегущий по волнам», шведскими лестницами, бумами, батутами, кольцами, мягкими модулями. Особое значение придается сезонным видам спорта и физическим занятиям на улице и во время прогулок.
На занятиях физкультурой для формирования положительных черт характера и нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, поощрение, похвала, положительный пример детей и взрослых, приучение к правильным действиям и поступкам. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка, смелость, решительность и другие.
Обучение физическим упражнениям необходимо сочетать с развитием психических процессов. Воспитатель организует целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений, пользуется сравнениями. Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствует закреплению у детей знаний об окружающей действительности.
На занятиях физкультурой решаются задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку, красоту движения и аккуратность одежды. Занятия проходят с музыкальным сопровождением.
Многообразие подбора и расстановки оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе учебных занятий физической культурой, а также во время свободной двигательной деятельности.
Вариативность физкультурно – игровой среды заключается в создании новых условий:
- в физкультурном или тренажерном зале, на спортивной площадке.
- за счет смены переносного оборудования и использования новых пособий и предметов, их рационального чередования.
- при проектировании различных игровых зон: для спортивных игр и упражнений, для выполнения заданий на тренажерах, для преодоления препятствий.
Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности во время использования различных форм физического воспитания, положительно влияет на психофизическое развитие дошкольника, на характер поведения и на личностные качества. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает желание участвовать в соревнованиях, развивается потребность в различных формах двигательной активности, улучшаются показатели физической подготовленности.
В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей – это семья и детский сад, как две основные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Важной частью в работе с семьей является установление контакта между семьей и детским садом. Мы проводим спортивные проекты вместе с родителями, где они принимают непосредственное участие. В нашем деском саду создано детско – взрослое сообщество: дети – родители – педагоги. Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, мы особое внимание уделяем поиску новых подходов к физическому развитию детей. В нашем саду проводятся не только праздники с участием родителей, но и открытые занятия по физкультуре и ритмике, консультаций для родителей. Совместные занятия повышают интерес и уровень развития физических качеств детей, формирование важных двигательных навыков, приобщают ребенка к здоровому образу жизни, взрослые и дети лучше узнают особенности характера друг друга, уважение личности, заботу о каждом.
Занятия в разновозрастных группах способствует формированию у детей способности к взаимопомощи, сопереживанию. Своей задачей ставлю формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни, оценке своих физических возможностей и путей достижения поставленных целей.
Результат моей работы может быть представлен в виде: разработанной программы, календарного планирования, конспектов занятий на разновозрастные группы; проектов для старших детей.
Достигнутые результаты детей отслеживаются с помощью диагностики, которая проводится два раза в год.
Автор:
Евстафьева Татьяна Ивановна, преподаватель физкультуры