16.06.2009
Создание среды по ознакомлению с искусством
Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художе-ственным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педа- гогов и родителей зависит успешность формирования основ музы- кальной культуры у дошкольников. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует ребёнка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребёнок начинает осваивать «язык» музыки, её речь ещё до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б.В. Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка. Работа в дошкольных учреждениях, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительного эффекта в плане музыкально-творческого и общего развития детей, если создаёт условия для самовыражения на основе прочувствования и положительной оценки произведений высокого искусства.
В нашем образовательном учреждении создана среда для знако-мства дошкольников с различными видами искусства, для форми-рования основы музыкальной культуры. Одним из путей решения этой проблемы является работа по восприятию музыки, которая ве-дётся по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». На музыкальных занятиях дети получают представление о произведе- ниях разных эпох, доступных им по эмоциональному содержанию, композиторах, жанрах и формах музыки, средствах музыкальной выразительности (звуковысотность, метроритм, лад, тембр, дина-
мика). Для проведения занятий по восприятию музыки педагог располагает полностью комплектом учебных пособий и аудиоза- писей по программе «Музыкальные шедевры», а также дополнительным дидактическим материалом и портретами композиторов.
Значение элементарного музицирования для ознакомления с произведениями искусства, а также для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. Знакомство со средствами музыкальной выразительности происходит в процессе исполнения на инструментах, созданных австрийским композитором Карлом Орфом специально для детей. Это звуковысотные инструменты – ксилофоны, металлофоны и глёкеншпили, блок-флейты и всевозможные безвысотные ударные, доступные и удобные для исполнения дошкольниками. В нашем образовательном учреждении постоянно идёт работа по игре на орфовских инструментах, собран обширный их состав, который постоянно пополняется. Элементарное музицирование, кроме того, значительно оптимизирует ознакомление дошкольников с инструментами симфонического оркестра. При прослушивании фрагментов музыкальных произведений внимание детей обращается на тембр того или иного инструмента, особенно, если детям самим доводилось исполнять на данном инструменте в составе орфовского ансамбля. Стоит отметить, что в процессе такого исполнительства проходит не только ознакомление дошкольников с произведениями музыкального искусства, но и расширение их слушательского багажа. Помимо орфовского инструментария, для такого рода деятельности среда нашего детского сада оснащена наглядными пособиями и аудиозаписями.
Необходимо отметить, что ознакомление детей с жанрами и фо-рмами музыки, музыкальными инструментами, композиторами не является самоцелью, это не знания ради знаний, а знания ради фор-мирования музыкальной культуры.
Наши праздничные утренники становятся для детей ещё одной встречей с любимой музыкой. Звучание высокохудожественной классической музыки способствует созданию на празднике особой, приподнятой атмосферы.
Говоря о создании среды для ознакомления детей с музыкаль- ным искусством, нельзя не сказать о других доступных ребёнку видах искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы. Их значение в развитии музыкальной культуры подчёркивали музыканты и педагоги Б. Яворский и Д. Кабалевский. Б. Неменский отмечает, что «все сложные искусства, например, драматический и музыкальный театр в основе своей строятся на слиянии разных элементов трёх основных искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства». Эффективность работы по созданию среды для ознакомления детей с искусством обеспечивается совместной деятельностью педагогов эстетического цикла и воспитателей.
На собраниях для родителей наших дошкольников проводятся разъяснительные консультации и беседы по поводу нашей деятель- ности по ознакомлению детей с искусством. Мы отмечаем, почему очень важно, чтобы дети имели опыт посещения концертов, опер-ных и балетных спектаклей, разумеется, доступных для восприятия дошкольников. Отрадно заметить, что наши дети посещают музы-кальные спектакли Большого театра, музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко и детского музыкаль-ного театра им. Н. Сац.
Автор:
Андреянова Елена Николаевна, музыкальный руководитель